ПОСЛЕДУЮЩИЕ ФАЗЫ

В качестве иллюстраций того, что может произойти на последующих стадиях терапии, можно рассмотреть такие трансакции:

Пациентка IV: Играя на пианино, я испытываю чув­ство вины.

Пациентка III: Я тоже испытываю чувство вины, ког­да выпиваю.

Поддерживающая терапия. В данном случае поддержи­вающим маневром будет утверждение, что игра на пиа­нино — безвредное занятие; нужно попытаться убедить Пациентку IV простить себя за то, что она получает удо­вольствие и какую-то выгоду от музыки. Даже в поддер­живающей группе терапевт, вероятно, попросит ее объяс­ниться подробнее, а потом в подходящий момент пред­ложит поддержку и прощение. Случай с Пациенткой III труднее, потому что терапевт не может одобрить или про­стить пьянство. В данном случае нужно попытаться уве­сти пациентку от выпивки, предложить заняться чем-то другим и одобрить, если ей удастся перенести интерес в другом направлении.

Групповая аналитическая терапия. Внешне такая груп­па кажется рабочей, хотя некоторые могут счесть ее груп­пой зависимости — в том, что пациент просит проще­ния. Существует также тенденция объединения двух па­циентов. Такое объединение угрожает стать интимным и представляется пагубным, в системе Эзриеля. Пациенты разделяют общую проблему и готовы представить свои ин­дивидуальные качества суждению группы.

Психоаналитическая терапия. Существуют два распро­страненных подхода к Пациентке IV. Один обращен к ее признанию собственной вины, которое может быть про­явлением саморазрушительных тенденций. Второй обра­щен к сексуальному смыслу игры на пианино. Второй подход в нынешней ситуации пациентки вряд ли будет иметь особый смысл. Пациентка III напрашивается на углубление в определенные тенденции, общие для «алко­голиков»: оральное самопопустительство, сопровождаю­щееся чувством вины, скрывающуюся под этим депрес­сию, которая ведет к самопопустительству, и саморазрушительные или мятежные тенденции.

Трансакционный анализ. Трансакционный вопрос: по­чему Пациентка IV сделала свое замечание. Однако Па­циентка III — более явный кандидат на конфронтацию, поскольку очевидно, что она играет в игру «Я тоже», и, вероятно, именно с ней другие пациенты чувствуют себя более защищенными и меньше пытаются соперничать. Анализ этой игры в подходящее время может естествен­но привести к обсуждению ее функций: помочь казаться безвредной, чтобы получить защиту группы; а это, в свою очередь, приведет к вопросу, что будет делать па­циентка, когда остальные члены группы окажутся у нее в руках.

Этот небольшой пример, наряду с другими приведен­ными выше, достаточно иллюстрирует, как эти четыре широко распространенных подхода используются в раз­личных типических ситуациях. (Эти иллюстрации осно­ваны на личном опыте автора. Другие могут интерпрети­ровать их по-другому, если у них есть достаточный кли­нический материал, имеющий отношение к избранным примерам.) Поскольку о поддерживающей, групповой ана­литической и психоаналитической терапии существует большая литература, дальнейшая информация об этих ви­дах лечения может быть почерпнута из источников, ука­занных в девятой главе. А в этой книге подробнее будет рассмотрен трансакционный подход.


8232087771836358.html
8232125935352599.html
    PR.RU™