Относительная форма стоимости

a) Содержание относительной формы стоимости

Чтобы выяснить, как простая стоимость одного товара содержится в стоимостном отношении двух товаров, рассмотрим их без количественной стороны. Обычно принято делать наоборот – рассматривают только пропорцию, в которой определённые количества разных товаров приравниваются друг другу. Но, различные вещи соизмеримы лишь, когда у них есть что-то общее для сравнения (нельзя количественно сравнить холодное с квадратным).

Не важно, сколько холста равняется скольким сюртукам. Важно, что само наличие такой пропорции «X аршин холста = Y сюртуков» предполагает, что в обоих товарах есть нечто общее одной природы происхождения.

Но, эти два, уравненных друг с другом, товара играют разные роли. Выражается только стоимость холста путём отношения его к сюртуку, как к эквиваленту, на что он может быть обменен. Сюртук служит формой существования стоимости, потому что только, как стоимость, он тождествен холсту.

Если принимаем, что товары, как стоимости, суть простые сгустки человеческого труда, то сводим товары к абстрактной стоимости, которая не привязана к предметному воплощению конкретного товара, а обнаруживается в своём собственном отношении одного товара к другому.

Для наглядности (от автора перевода):

20*«аршин холста» = 1*«сюртук»

«аршин холста» = «сюртук» = «абстрактный труд»

Раз товары – абстрактный труд, то абстрактная стоимость как отношение двух товаров:

«абстрактная стоимость» = «абстрактный труд»/«абстрактный труд»

Подставляя «абстрактный труд» в первое выражение вместо холста и сюртука, получаем:

20*«абстрактный труд» = 1*«абстрактный труд»

«абстрактный труд»/«абстрактный труд» = 1/20

Таким образом, получается, что абстрактная стоимость холста равна 1/20 в выражении через другой товар.

Человеческая рабочая сила в процессе применения её в производстве сама создаёт стоимость, но при этом стоимостью не является. Стоимостью труд становится в концентрированном виде в образе готового продукта.

В стоимостном отношении, где сюртук образует эквивалент холста, предметная сущность сюртука выполняет роль формы стоимости холста. То есть объективная МЕНОВАЯ стоимость холста, как товара для обмена, выражается в ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ стоимости сюртука, как вещи для потребления. Другими словами стоимость товара для продажи выражается через товар, годный для полезного использования.

b) Количественная определённость относительной формы стоимости

Товар, стоимость которого нужно выразить, 15 шеффелей пшеницы, 100 фунтов кофе и т.д., представляет собой некоторое количество данного предмета потребления, содержащее в себе определённое количество человеческого труда, и, следовательно, стоимость должна выражать определённую величину.



Уравнение 20«аршин холста»=1«сюртук» предполагает, что они содержат одинаковое количество «абстрактного рабочего времени». Но рабочее время на производство того и другого изменяется с изменением производительности труда в портняжестве и ткачестве. Исследуем теперь влияние такого изменения на величину относительной стоимости.

I. Если стоимость холста растёт (например, из-за неурожая льна), и время на его производство удваивается, а стоимость сюртука постоянна, то 20«аршин холста»=2«сюртук», так как сюртук содержит лишь половину того абстрактного рабочего времени, которое заключается в 20 аршинах холста. Наоборот, если рабочее время для производства холста уменьшится на половину (из-за усовершенствования ткацких станков), то стоимость холста упадёт вдвое 20«аршин холста»=1/2«сюртук».

II. Если стоимость холста постоянна, а рабочее время на производство сюртука увеличивается вдвое, тогда 20 аршин холста становятся равны 1/2 сюртука, то есть стоимость холста, выраженная в сюртуках, падает. Наоборот, если рабочее время производства сюртука уменьшается (новые швейные машинки быстрее шьют), то объективная меновая стоимость товара «холст» относительно товара «сюртук» возрастает – 20«аршин холста»=2«сюртук». То есть за одно и то же рабочее время, за которое делают 20 аршин холста, успевают сшить 2 сюртука вместо одного, как раньше. При неизменной стоимости товара слева его стоимость относительно товара справа падает или повышается в обратной зависимости от изменения его стоимости.

Сравнивая различные случаи I и II, видим, что одно и то же изменение величины относительной стоимости может вызываться совершенно противоположными причинами – удешевление товара может быть вызвано как сокращением рабочего времени на его собственное производство, так и увеличением рабочего времени на производство его эквивалента, и наоборот – подорожание товара вызывается либо увеличением времени на его собственное производство, либо уменьшением времени производства эквивалента.

III. В случае, когда количества труда, необходимые для производства холста и сюртука изменяются одновременно в одном и том же направлении в одинаковой пропорции, как бы не менялась стоимость этих товаров, по прежнему останется соотношение



20«аршин холста»=1«сюртук»

Изменение их реальной объективной стоимости выяснится лишь при сравнении с третьим товаром, стоимость которого постоянна. Если бы стоимости (труд) всех товаров повысились или упали одновременно в равной пропорции, относительные их стоимости (относительно друг друга) остались бы неизменны. Действительное изменение их объективной стоимости выяснилось бы в таком случае лишь в том, больше или меньше времени потребовалось бы теперь для их производства, чем раньше.

IV. Рабочее время для производства холста и сюртука (объективная стоимость) изменяются одновременно в одном и том же направлении, но в разной степени, или изменяются в разных направлениях и т.д. Влияние всех возможных комбинаций подобного рода на относительную стоимость товара определяется комбинацией случаев I, II и III.

Как видим, действительные реальной стоимости не отражаются достаточно полно в относительном выражении величины стоимости в сравнении с другим товаром. Относительная стоимость может изменяться, несмотря на то, что объективная стоимость его производства остаётся постоянной. Как и наоборот, относительная стоимость товара может быть постоянной при том, что он реально подорожал или подешевел.


8237939819161034.html
8237972822190935.html
    PR.RU™