Бытие как совокупная реальность. Понятие субстанция.  

Бытие как совокупная реальность. Понятие субстанция.

12

УЧЕНИЯ

1. Бытие как совокупная реальность.

2. Понятие субстанции.

3. Движение и его основные формы.

4. Пространственно-временной континуум.

5. Проблема единства мира в свете достижений

Современной науки

Бытие как совокупная реальность. Понятие субстанция.

Следуя логике философского построения знания, которое в целом представляет собой динамическую информационную систему, созданную для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации, которая в конечном итоге концентрируется в философских понятиях ( категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему внутри которой выделяются следующие разделы: философская онтология ( учение о существовании, реальности, бытие как таковом, субстанции, материи и др.) ), теория познания, диалектика как всеобщий метод развития, общая этика, теоретическая эстетика, логика, история философии, социальная философия, философия частных наук и т.п., представляется наиболее целесообразным ее первую составляющую – онтологиюрассматривать с позиции самостоятельной части философского знания, а не только с позиции бытия ( что, на наш взгляд несколько сужает сущность и содержание онтологии) как это зачастую представляют некоторые теоретики философского знания. П.В.Алекссев, А.В. Панин ( См.: Философия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров,2001. – С.14); А.Г. Спиркин ( См.: Философия. Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 242 364) и др.

Онтология.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией(от греческого on / ontos/ - сущее и logos – учение, понятие, слово ). Содержание понятия онтология раскрывается через взаимосвязь категорий ему присущих. Ими являются существование, реальность,бытие (как часть онтологического учения), субстанция, материя, мышление (сознание),а также объективное и субъективное, среди которых особое место занимает категория бытия ( поэтому онтологию ещеопределяют какучение о бытие). С помощью осмысления этих категорий человек получает возможность мыслить предельные основания мира. Они обнаруживаются в двух простых и элементарных фактах. Во-первых, в фундаментальной дихотомии мира – как материальное и идеальное, во-вторых, в их единстве, с постановкой вопроса в существовании ( сущности) самого человека. Именно эта позиция инициирует постановку каждой новой генерации человечества вопроса о сущем.

Исходным пунктом размышлений о сущем является проблема существования. Дать строгое логическое обоснование, по видимому, нельзя. Можно дать ряд аналогов, например, «наличие», « данность», «обнаруживаемость», которые могут приблизить к понятию «существование». Существование это как наличие самого Космоса, Солнечной системы, Земли, так и возможной жизни в Космосе, планетах Солнечной системы, на планете Земля, в частности и много другого. Эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. Содержание этой категории лишь фиксирует элементарнейший факт его наличия в универсуме, и ничего более.



Следующий шаг размышлений о сущем связан с категорией бытия.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования ( для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии / или ее составляющей – В.В./. ( См.:Д.В. Майборода. Бытие// Всемирная энциклопедия: Философия. – М.-Минск.: 2001. - С.147). Бытие – совокупность всего сущего, единство форм и способов существования. Так, живой организм являет собой органическую форму бытия, подчиняющуюся биологичским законам. Способ его обнаружения в мире именно как живой формы бытия состоит в том, что, взаимодействуя со средой, он стремится воспроизвести некоторую меру внутреннего неравновесного состояния, в то время как неорганические формы бытия стремятся к равновесному состоянию.

Под бытием ( по А.Г. Спиркину) в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть все, то что есть – все видимое и невидимое. Это и материальные вещи, это и все процессы ( физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, дажебред больного воображения – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы. Почему? А потому что перестало бы двигаться: сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотемлемых атрибутов, без которых оно рассыпалось бы в « пыль небытия». Вспомним захватывающую дух космологическую картину, предлагаемую современной физикой: Вселенная пульсирует как живой организм, живет, умирая, и рождается сызнова. Все конкретные формы существования материи, например, самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия ( их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием.

Формы бытия и соответствующие им способы существования детерменированы фундаментальной структурой мира. Выделяют материальноебытие ( например, Солнечная система ) и идеальное бытие ( идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т.е. внутри и благодаря

сознанию человека.

Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют следующие его уровни:

- природные неорганинические ( звезды, планеты, горы и т.д.);

- природные органические ( биологические виды);

- социальные формы бытия ( общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т.д.);

- искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т.д.).

Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества:

- объективно-идеальное ( например, законы мышления); и

- субъективно-идеальное ( мечта о счастье человека, о богатстве).

В последние два десятилетия ХХ столетия благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия – виртуальная реальность. Виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия,потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, при этом следует иметь ввиду, что ее актуализация, т.е. наличное существование для данного субъекта определяется им же. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Виртуальная реальность не имеет своей сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия ( хотя наука еще далека от окончательных выводов). Ее существование является рузультатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и идеальных форм бытия.

Открытие категории бытия принадлежит представителям элейской школы ( Y1 – Y вв. до н.э. – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Свое название школа получила от города Элея, греческой колонии в Южной Италии, в которую переселился оновоположник школы Ксенофан, изгнанный из родного города Колофона в Фокее), которые считали, что бытие представляет собой вечное, измененное, всегда равное самому себе существование. Их современник Демокрит ( 480 – 470гг., дата смерти его не установлена, но достоверно одно, что он достиг преклонного возраста, родом он из Абдер из Фракии ) полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Чуть позже Платон ( ученик Сократа, крупнейший представитель античного идеализма и злейший враг материалистического миропонимания, он был идеолог аристократии. Родился в 427 г. до н.э. на острове Эгина, где его отец, афинский гражданин, имел земельные владения. Платон вел свой род от царя Кодра. Платон – это прозвище – от греч. Слова “платюс” – широкий. Действительное имя Платона – Аристокл ) объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи.

Последующее развитие философии породило различные варианты трактовок бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической и субъективно-идеалитической.

Суть первой – материалитической – концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека. С точки зрения современного материализма, бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же самое время и изменяет это другое. Таким образом, для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так, согласно Гегелю ( Георг Вильгельм Фридрих, род 27 авг. 1770, Штуттгарт – ум. 14 нояб. 1831, Берлин, во время холеры; выдающийся немецкий философ; в 1788 – 1793 изучал вТюбингемском ун-те философию и теологию; в 1808 – 1815 – ректором пивилигированной гимназии в Нюрнберге. Гегелевскую систему можно считать завершением философии Нового времени ). ( Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА. –М., 1998.-С.90) бытие – это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда следует, что бытие равно небытию, так как ни то ни другое не обладает никакими свойствами. Поэтому эти два понятия равным образом охватывают все существующее и начинать строить картину мира следует с них, так как они являются предельно общими и простыми. Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, отображающих иерархию форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В третьей концепции бытия - субъективно- идеалистической – бытие связываетсяс чувсвами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что это есть результат непосредственноговоздействия Бога, либо мы вообще не знаем откуда всеберется. То что мы обычно видим и считаем реально существующим, в действительности столь же мало реально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на который он проецирует всю совокупность образов, которую человек принимает за реальность. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. Как только он перестает ее воспринимать, она утрачивает свое бытие и перестает существовать.

Понятие субстанция. Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Иными словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторона бытия.

Термин “субстанция” происходит от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основе. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Другими словами, субстанция –это объективная реальность, мыслимая в а аспекте ее внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам ее проявления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует безусловно, благодаря только самой себе, самостоятельно.

То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалитическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание? Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся личности. Все это всесте взятое дает нам качественную интепретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала ( Гегель, Маркс),дуализм – из двух начал ( Декарт), плюрализм – из множества начал ( Демокрит, Дейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т.е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли.

Для материализма сущность – это взаимодействие тех элементов, из которых состоит самое бытие. И поэтому его сущность, т.е. субстанция – это многообразные взаимодействия внутри самого бытия. Впервые эту мысль высказал Б. Спиноза, для которого субстанция и есть взаимодействие, порождающее все многообразие свойств и состояний вещей. В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя.

Материя есть объектиная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них, в том числе и на человеческое сознание. Понятие материи характеризует как внешнее, так и внутренние стороны реальности, опознание ее происходит при помощи науки в других формах. Научное познание не ограничивается внешним описанием вещей, оно раскрывает их внутреннюю основу – причину их существования и те свойства, которыми они обладают.

Вплоть до второй половины ХХ в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности, на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные, как биологическая и социальная. Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладают гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие « поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам как сложную структуру самой реальности, так и такие сложные ее формы, как биологическую и социальную. Именно поэтому Н. Винер предложит рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, и энергии – с третьей. Современная наука содержание материи понимает как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики. Если классическая физика, как и вообще классическая наука, формулировала свои законы для изолированных систем, которых в действительности нет, и которые являются лишь идеализацией реальности, то современная физика стремится точнее описывать эту реальность и поэтому формулирует законы не только для изолированных, но и для открытых систем. Именно такие системы и составляют тот мир, в котором мы живем. Они находятся в непрерывном изменении, причем это изменение происходит в определенном направлении: от хаоса к порядку. Таким образом, синергетика пришла к выводу, прямо противоположному классической физике.Этот вывод заключается в том, что закон изменения, тенденция изменения в мире, состоит в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, - это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а папротив – порядок. В рамках синергетического подходя имеет место возврат к учению древнегреческих философов, таких как Эмпедокл, согласно которым мир движется от хаоса к порядку. Этот подход позволяет рассмотреть с принципиальной новой точки зрения все основные формы материального бытия и способы их существования.


8399046632101476.html
8399087931077910.html
    PR.RU™